PanoramaAuto.ru

Колёсные диски: достоинства и недостатки

Литые или штампованные диски

Различия, плюсы и минусы штампованных и легкосплавных дисков.

Подавляющее большинство автолюбителей все колёсные диски делят на «штамповку» и «литьё», вкладывая в эти понятия две основные составляющие – стоимость и крутизна. Но на самом деле различий у них намного больше и каждый из этих дисков имеет как положительные, так и отрицательные свойства и особенности эксплуатации.

Начнём со стальных, или как их ещё называют штампованных дисков. Самым главным их преимуществом кроме низкой цены можно смело назвать высокую пластичность, благодаря которой они не лопаются и не крошатся при ударе. Согласитесь, для безопасности это весомый аргумент, поэтому зимой по нашим дорогам, когда под снегом или лужами ничего не видно опытные водители переобувают своих коней в зимнюю резину на «штамповке». Даже если и придётся попасть в яму, то восстановление диска не окажется разорительным для семейного бюджета.

Но если вы в основном перемещаетесь по хорошим дорогам, то от стальных дисков можно отказаться из-за их высокой массы и низкой коррозионной стойкости. К тому же неоднородный сплав и не совсем точная геометрия диска приводят к погрешностям балансировки. Ну а для эстетов важным аргументом являются ограниченные возможности дизайна штампованного диска, поэтому они принципиально выбирают для себя только «литьё».

Легкосплавные колесные диски

Литые диски представляют собой одну из разновидностей легкосплавных, к которым также относятся кованые и составные колёсные диски. Всех их объединяет малый вес, благодаря чему общее снижение веса и инерционности неподрессоренных масс автомобиля обеспечивают плавный ход и увеличение срока службы подвески.

Вместе с тем легкосплавный диск как минимум в два раза дороже штампованного, к тому же для них должны применяться более длинные стержни болтов или шпилек крепления. Вообще для легкосплавного диска площадь крепёжного конуса должна быть больше, потому что сам диск толще стального и металл намного мягче. Из-за этой особенности приходится осуществлять постоянный контроль крепления колёс, особенно после первых 50 – 150 км пробега с обязательной подтяжкой болтов или гаек крепления.

Но самым главным недостатком легкосплавных дисков я бы назвал невозможность их ремонта, так как их нельзя подвергать ни нагреву, ни сварке, ни пайке с прокаткой. Даже струйная обработка абразивными материалами поверхности легкосплавного диска может привести к изменению его механических свойств. Но, несмотря на эти недостатки, литые диски завоевали огромную популярность у автовладельцев, так как тот факт, что они легче стальных на 30 % и благодаря этому неподрессоренная масса автомобиля становится существенно ниже, перевешивает их способность накапливать микротрещины и трескаться при сильном ударе, что очень опасно на высокой скорости.

Относительно невысокая цена литых дисков компенсирует дорогое восстановление их после деформации. Дело в том, что для вытягивания деформированного металла нужна строго определённая температура нагрева всего диска, потому что точечный нагрев применять нельзя. Прокатывать литой диск, кстати, тоже категорически запрещено, потому что из-за крупного зерна структура металла и так непрочная, а после прокатки структура нарушается и диск становится очень хрупким.

Конечно же, литые диски улучшают плавность хода и динамику разгона, к тому же оксидная плёнка, покрывающая диск, существенно повышает его стойкость к коррозии. Но выправление любой вмятины влечет, как правило, увеличение биения посадочных полок. В общем, литые диски только для хороших дорог, о которых сегодня мы можем только мечтать. 

Кованые диски на авто

Более привлекательными с точки зрения жёсткости и ударопрочности выглядят кованые диски, так как при ударе они не трескаются, а слегка деформируются. К тому же они на 50% легче стальных и на 20% литых. Благодаря этому кованые диски обладают улучшенными ходовыми параметрами, более высокой безопасностью и пластичностью. За счёт малого веса снижается расход топлива, а жёсткость увеличивает грузоподъёмность автомобиля.

К основным преимуществам кованых дисков можно отнести и высокую коррозионную стойкость, но высокая цена зачастую охлаждает пыл автолюбителей, а ограниченные возможности по дизайну ещё отнимают часть электората у сторонников кованых колёс. Но если кто решился на их приобретение, то следует помнить, что прокатывать кованые диски категорически противопоказано, так как в этом случае нарушается структура металла и диск становится хрупким.

Для страждущих обладать «литьём», но не имеющих для этого финансовой составляющей, существуют так называемые сборные или составные диски, представляющие собой часть литья и часть штамповки. Основным их преимуществом относительно штампованных дисков является малый вес, больше они от них ничем не отличаются. 

Сборный или составной диск

Существуют в автомобильном мире ещё и магниевые диски, которые как минимум на 3.5 кг меньше алюминиевых такого же размера. Но у них очень низкая коррозионная стойкость, вынуждающая осуществлять качественную защиту поверхности.

Вот у каких дисков на сегодняшний день практически нет недостатков, так это у титановых, обладающих не только высокой коррозионной стойкостью, но ещё прочностью и пластичностью. Однако стоимость их несравнима с финансовыми возможностями подавляющего большинства владельцев автомобилей. 

Что касается применения дисков на различных транспортных средствах, то существуют определённые правила, которыми не следует пренебрегать в целях личной безопасности и сохранности самого транспортного средства. Во-первых, чем ниже профиль шины, тем меньше допуск обода по ширине. Поэтому если вы сдуру на наших дорогах решили установить низкопрофильные «лапти», то старайтесь подбирать их ширину строго по ободу.

То же касается и вылета диска, то есть расстояния между привалочной плоскостью диска колеса при установке на ступицу автомобиля и воображаемой плоскостью, проходящей посередине обода. На легковых автомобилях этот показатель не должен выходить за пределы ± 3 – 5 мм, а на внедорожниках вообще допускается только уменьшение вылета до – 10 мм.

Существует ещё категория любителей бестолкового тюнинга, устанавливающие на свои автомобили диски большего относительно стандартного диаметра. Они даже понятия не имеют о том, что из-за этого изменяется расположение центра тяжести автомобиля, а перераспределение веса оказывает негативное влияние на эффективность торможения, что приводит к снижению ресурса шарниров подвески и амортизаторов. А если на автомобиле имеются антиблокировочная ABS и противозаносная ESP системы, то они воспринимают это как буксование или проскальзывание колёс, что на полноприводных модификациях приводит к сокращению ресурса вискомуфт, многодисковых муфт, межосевых дифференциалов и раздаточных коробок.

И напоследок юридический аспект установки нестандартных колёс: если установленные на вашем автомобиле диски не соответствуют размерам, указанным в технической документации на данное транспортное средство, то при совершении ДТП это будет являться отягчающим обстоятельством, даже если вы не виновны. Делаем выводы и возвращаем штатные колёса на место.

Удачи на дорогах страны.

Похожие статьи:

Какие диски лучше стальные или легкосплавные?