Сегодня давайте рассмотрим не очень простой вопрос, а именно: какой двигатель лучше 16 клапанный или 8. Нередко можно заметить ситуацию, когда автомобиль одной и той же модели может иметь совершенно разные двигатели. Подобные градации встречаются в различных комплектациях, и отличия касаются не только мощности или типа потребляемого топлива, но и количества клапанов. Особенно заметна подобная практика на автомобиля семейства ВАЗ и ряда европейских производителей.
Что же касается конкретных особенностей и преимуществ 8-ми и 16-ти клапанных двигателей, то тут существует масса споров по этому вопросу. Многие автомобилисты со стажем непременно будут настаивать на преимуществе именно версий с восемью клапанами на 4 цилиндра, однако те, кто предпочитает большую мощность с меньшего объема никогда не согласятся с подобной позицией. И все-таки данный вопрос о преимущества того или иного типа газораспределительной системы нельзя отнести к разряду «дело вкуса». Каждый тип обладает своими плюсами и минусами. Давайте попробуем проанализировать какой тип двигателя будет лучше 8 клапанный или 16 клапанный и при каких обстоятельствах.
Ремонтопригодность и долговечность эксплуатации
Многие опытные автомеханики вам со 100% вероятностью подтвердят факт, что количество причин, способных вывести из строя двигатель с 8-ми клапанами значительно меньше чем с 16-тью. Собственно в этом нет ничего удивительно, ведь при удвоении клапанов удваивается и общая сложность конструкции, а выход из строя хотя бы одного элемента неминуемо ведет к поломке всей системы.
Если взять блок цилиндров с 16-ти или 8-ми клапанного двигателя и попытаться определить с мотора, какого типа он был снят, то даже опытные автомобилисты не смогут дать вам однозначного ответа, и это не мудрено, ведь все отличия кроются именно в «голове» т.е. в агрегатах ГБЦ. Разница между 16 клапанами и 8 прежде всего заключается в следующих моментах:
— удвоенном количестве клапанов;
— двух распредвалах вместо одного, два на впуск цилиндра – два на выпуск.
— присутствием гидрокомпенсаторов;
— увеличенной нагрузке на ремень ГРМ.
Следует так же заметить, что при обрыве ремня, соединяющего распредвал с коленвалом у 8-ми клапанного двигателя клапаны гнуться с меньшей вероятностью, чем у рассматриваемого оппонента. Отсюда вытекают и более жесткие требования к плановому осмотру и проверке состояния ремней.
Так же следует отметить еще более неприятную особенность, возникающую при эксплуатации 16-ти-клапанника. В частности, если у более традиционного двигателя довольно часто встречается течь масла в области верхней крышки, которая решается заменой прокладки, то у варианта с двумя распредвалами масло уже течет в районе так называемого стыка постелей.
Удельная мощность
Если же рассматривать 16 или 8 клапанный двигатель с точки зрения получения максимальной мощности с одного и того же объема, то у 16-ти клапанов присутствует несомненное преимущество. Два клапана на впуск создают большую турбулентность при смешивании горючей смеси и, как следствие, более быстрое сгорание и увеличенный топливный КПД. Если для 8-ми клапанника 8000 оборотов – это практически предел, то с 16-тью клапанами двигатель может работать и на 10 000 оборотах. С точки зрения цифр при сравнении динамики разгона с 0 до 100 с чисто заводским двигателем, авто с 16-тью клапанами будет быстрее в среднем на 1 секунду.
Конкретно, если брать мощностные характеристики, то идеальным примером могут служить двигатели, устанавливаемые на ВАЗ 2110. С одним и тем же блоком цилиндров (считай с одинаковым объемом) мотор с 8-ю клапанами выдает в районе 81 л.с., а вот при переходе на 16 клапанов мощность вырастает до 92 л.с. Возможно, разница кажется несущественной, но при тюнинге мотора разрыв уже выглядит намного более внушительным.
Экономия при эксплуатации
Необходимо отметить два ключевых отличия 8 клапанов от 16. Во-первых, цена за ремонт, а во-вторых, сколько можно сэкономить благодаря более эффективному сгоранию топлива. В первом случае бесспорным лидером является именно 8-ми клапанник с вдвое меньшим количеством деталей и значительно более непритязательными условиями эксплуатации.
Но все-таки, даже не смотря на большую сложность при ремонте, 16-ти клапанный мотор не требует проведения такой операции как регулировка клапанов, ведь вместо толкателей в двигателе данного типа применяются гидрокомпенсаторы.
Что же касается топливной эффективности, то конкурировать 8-клапанники с 16-тью адекватно не могут. КПД выше как на низах, так и на средних и, особенно, на высоких оборотах. В среднем два одинаковых автомобиля с двигателями одного объема, но разной системой ГБЦ будут отличаться в потреблении топлива на 0.5 литра на 100 км пройденного пути. Следовательно, при длительных и частых поездках наибольшую актуальность имеет именно ДВС с 16-ю клапанами.
В целом, абсолютных достоинств одного типа двигателя над другим не имеется, вопрос касается приоритетов – экономии на топливе и большей удельной мощности или меньшей стоимости Т.О., ремонта и отсутствии необходимости заливки исключительно качественного топлива и проверки состояния масла. Если брать существующую мировой динамику, то автоконцерны постепенно отказываются от производства ДВС с двумя клапанами на цилиндр.
Рекомендуем прочитать: